ЭГО- СОСТОЯНИЯ или наши личностные роли

Основатель теории трансактного анализа Эрик Берн считал, что у каждого из нас есть 3 состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок, , которые он назвал Эго-состояниями .
Каждый из нас в определенный момент своей жизни находится в одном из этих состояний.
Эго-состояние – это согласованная модель мыслей и чувств, проявляющихся в соответствующем поведении.
Например, эго-состояние Родителя — это неосознанно скопированное нами в детстве воспроизведение поведения наших родителей. Оно содержит установки , нормы и правила поведения, усвоенные в семье или же в ближайшем окружении.

Одним словом, если наше поведение в данный момент времени очень напоминает своими фразами, жестами и действиями поведение наших родителей, то мы в находимся в ЭГО-состоянии Родителя.

Наш Родитель может быть Контролирующим и Заботливым:

Контролирующий Родитель – это наш внутренний родитель, наша часть личности, в которой живут запреты и предписания, а также указания о том, как нужно делать, и как ни в коем случае нельзя.
Когда мы произносим слова: «Ты должен», «Надо непременно», «Нельзя ни в коем случае», «Прекрати немедленно», а тон у нас при этом назидательный, командный, безапелляционный – это означает, что сейчас мы находимся в Эго- состоянии Контролирующего или Критического Родителя.
Заботливый РОДИТЕЛЬ – это мягкий, опекающий , ненавязчивый Родитель.
Когда мы произносим слова: « Давай, я тебе помогу», « Чего ты хочешь сейчас?», « Что я могу для тебя сделать?», а тон голоса у нас мягкий, участливый, то есть мы искренне беспокоимся о других людях, то мы находимся в ЭГО – состоянии Заботливого Родителя.

Эго-состояние Взрослого (В) – это логическое мышление, анализ и объективное восприятие реальности.
Если мы произносим слова, как : « Если подумать», « Логично будет предположить», а при этом размышляем, анализируем, пытаемся мыслить рационально и прийти к какому- либо решению, а тон голоса у нас ровный, спокойный, уверенный, то мы находимся в ЭГО-состоянии Взрослого.
Если же в данный момент времени мы эмоциональны и непосредственны: радуемся, смеемся, плачем, злимся или негодуем , свободно и открыто выражаем свои чувства , то мы находимся в ЭГО-состоянии Ребенка.
Наш внутренний Свободный Ребенок –живой, непосредственный, искренний, творческий – лучшая часть нашей личности.
Но одновременно в нашем Ребенке живут комплексы , страхи и обиды, заложенные , как правило, в детстве, и основанные на ранних детских воспоминаниях и решениях.
Наш внутренний Ребенок в свою очередь делится на Адаптивного и Бунтующего Ребенка.
Адаптивный Ребенок- это смирившийся, подневольный ребенок, который подчинился обстоятельствам, адаптировался к ним, и его поведение зависит от реакции родителя. Это послушный, безынициативный ребенок. Он не умеет отказывать, не смеет сказать слово : «Нет». Он говорит: Конечно, я понимаю» « Хорошо», «Ладно», « Так и быть»
Поза его выражает смирение, тон голоса плаксивый, в глаза он не смотрит.
Бунтующий Ребенок- это наоборот ребенок в постоянном состоянии борьбы. Его слова «Не хочу» « Не буду», « А чего я должен?» . Он бунтует назло людям и обстоятельствам, и делает это иной раз даже против собственной воли. Как говорится: « назло кондуктору возьму билет и пойду пешком».
Тон его голоса агрессивный, вызывающий.

Таким образом, в тот момент времени, когда мы делаем что-либо, как делали наши родители, подвержены родительским чувствам и мыслям подобным тем, которые обуревали наших родителей, — мы находимся в эго-состоянии Родителя.
Когда мы находимся в ситуации «здесь и сейчас» , размышляем, анализируем, пытаемся прийти к какому либо правильному решению — мы находимся в эго-состоянии Взрослого.
Когда мы искренне радуемся, злимся негодуем, боимся — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждом из нас в какой то момент времени живет Родитель – Заботливый или Контролирующий.
В каждом из нас живет маленький ранимый Ребенок, который адаптировался к реальности, или же продолжает бороться и бунтовать.
В каждом из нас живет разумный и несколько холодный, отстраненный, логичный Взрослый.

В течение времени мы неосознанно переходим из одного эго- состояния в другое.

Здоровой, зрелой личности для плодотворной жизнедеятельности нужны все три эго-состояния.

«Взрослый» нам нужен для решения текущих жизненных проблем «здесь и сейчас».

Для того, чтобы существовать в социуме, нам необходим свод правил, существующий в нашем «Родителе».

В состоянии «Ребенка» мы испытываем чувства и эмоции, без которых жизнь была бы пресной и скучной.

Идеально, если человек умеет сочетать в себе все три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым
Позиция Взрослого очень важна: например человек совершил какую либо ошибку.
Что сделает наш внутренний Родитель: он примется пилить и ругать нас изнутри, говорить нам, что зря мы это сделали, надо было сделать по другому, он начнет без конца и края прокручивать другие, более правильные варианты нашего поведения в голове. Эти навязчивые мысли сводят нас с ума, но от них не так то просто избавиться. Ведь так?
Что делает в такой же ситуации наш внутренний Ребенок? Он злится и обижается. Он винит сложившуюся неудачно ситуацию, окружающих людей, то есть снимает с себя ответственность и перекладывает ее на других . Он может испортить отношение с другом, с начальником…
Итог печальный: отношения с людьми ухудшились или даже прекратились, а опыт, который мог бы появиться и предотвратить подобные ошибки в дальнейшей жизни, так и не появился.
А вот позиция Взрослого в такой ситуации вполне полезна и конструктивна: Он говорит себе: « Да, я ошибся. Очень жаль. Но моя ошибка- это мой опыт. А опыт – это бесценно. И в следующий раз в подобной ситуации я буду стараться такой ошибки больше не допустить».

Вот именно поэтому главная задача для каждого человека — добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого.

Для того, чтобы легко и эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других людей, отслеживать и анализировать их реакцию на наши слова и поведение, очень важно знать свое «любимое» эго-состояние.
Например, если вы часто находитесь в Эго-состоянии Родителя, то ваш собеседник неосознанно будет с вами общаться из позиции Ребенка и наоборот.
А добиться успеха в переговорах лучше получится из позиции Взрослого.
Усиление роли Взрослой своей части, осознание своих любимых состояний вы можете в совместной кропотливой работе с психологом, так как сделать это самостоятельно не так и легко.

Последите за собой в течение времени за своим поведением, словами, фразами, тоном голоса, какое эго-состояние вы замечаете у себя чаще всего?

Для проверки можете пройти тест, размещенный ниже.

Опубликовал Anna  |  Нет комментариев  |  в Blog, Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

© Sevpsiholog 2016. Все материалы защищены авторским правом.